Меню Close Menu
Rus / Eng
Московский политехнический университет
22 августа 2017

В Московском Политехе прошла летняя школа по разработке аквапонных систем

С середины июня по середину августа в Московском Политехе проходила летняя школа по разработке аквапонных систем, организованная факультетом Химической технологии и биотехнологии. На протяжении двух месяцев группа школьников, увлекающихся биологией и инженерией, занималась созданием и исследованием саморегулируемой  аквариумной системы. Занятия вели эксперт по аквариумистике Петр Десятов и специалист по биотехнологиям Департамента образовательных программ для детей и молодёжи сети детских технопарков «Кванториум» Иван Рязанов. Также участие в работе школы приняла призер Олимпиады Национальной технологической инициативы-2017 десятиклассница Анастасия Афанасьева. Полученные во время летней школы результаты будут использованы при разработке финальной задачи по профилю инженерные биологические системы НТИ-2018.

Олимпиада НТИ – первая и единственная в России олимпиада для будущих инженеров и исследователей, которую признают вузы и Минобрнауки (входит в список РСОШ). Ее участники решают задачки не на бумаге, а на практике, изобретая и создавая работающие прототипы устройств на стыке дисциплин, вне рамок школьной программы.

Основная цель проведения летней школы по аквапонным системам в Московском Политехе – развитие изобретательского мышления у московских школьников. За время занятий ребята под руководством преподавателей учились брать пробы и анализировать полученные данные, проводить научные эксперименты, познакомились с принципами работы над проектом.


Аквапонная система представляет собой замкнутый цикл природной фильтрации воды. В трех сообщающихся аквариумах находятся мелкие ракообразные, растения и бактерии. Они очищают и обогащают воду, делая ее пригодной для жизни и выращивания живых организмов – например, рыб. Рыба выделяет отходы и аммиак, бактерии перерабатывают его в менее токсичные нитриты и нитраты, которые, в свою очередь, потребляют растения. В итоге то, чем отравляет себя рыба, питает других жителей аквариума, а расход воды сводится к минимуму. При этом система очень гибкая: меняя растительный и животный мир аквариумов, можно регулировать параметры установки.


Работа с живыми организмами существенно отличается от решения задач из учебника. У системы такого типа нет математической модели. А значит нет правильных и неправильных решений, четких критериев оценки работ. Кроме того, невозможно предусмотреть все факторы, влияющие на ее развитие. Происходящие изменения (например, на уровне бактерий) зачастую невидимы глазу, их можно только вычислить по косвенным параметрам.


Зато гибкость системы дает простор для рекомендаций по ее улучшению. Во время олимпиады в Сочи школьники внесли много конструктивных предложений, а на летней школе Анастасия Афанасьева придумала новый компонент системы, который позволит очищать воду еще эффективнее. «Причина, по которой я работаю с детьми – отсутствие накладываемых опытом ограничений. Когда не знаешь, что что-то невозможно, в процессе экспериментов получаешь интересные выводы, а иногда и делаешь открытия» – говорит руководитель летней школы Петр Десятов.  

Результаты тестирования системы и разработки школьников будут использованы при формировании задания Олимпиады НТИ-2018. А с 5 сентября по 15 октября в лагере «Лесной» на территории МДЦ «Артек» при поддержке Агентства стратегических инициатив двое школьников примут участие в Международной экологической смене и представят проект по аквапонным системам в конкурсе эколого-технологических проектов «Планета Океан. Зеленая Арктика».

Ссылка
Вернуться к списку
Яндекс.Метрика