Меню Close Menu
Rus / Eng
Московский политехнический университет
29 ноября 2018

«Универсальные выпускники никому не нужны»

В Московском Политехе прошел экспертный семинар «Модель проектирования основных профессиональных образовательных программ высшего образования на основе требований рынка труда».

Участники обсудили реализацию Дорожной карты экспертно-аналитического сопровождения внедрения модели на 2018-2019 годы, а также трудности и вопросы, возникающие в ходе этой работы и при взаимодействии участников процесса.

«Проблема вузов в том, что нам нужно создавать основные образовательные программы, не имея примерных, — считает участник семинара, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана Николай Коберник. — Появляется разрыв между реальностью и Дорожной картой, которую мы сейчас пытаемся догнать. Наше ФУМО по машиностроению оказалось в еще более сложной ситуации: нет ни одного федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который был бы утвержден. Министерство не учло наших предложений по внедрению профессиональной части программы, поэтому ФГОСы носят рамочный характер. Возникает также много нюансов, связанных с появлением новых профстандартов, которые должны содержательно влиять на ФГОС. Из за этого комплекса проблем затягивается утверждение  ФГОСов». С этим тезисом согласился и заместитель начальника Института криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России Евгений Белов, который отметил, что такой разрыв между реальностью и Дорожной картой существенно усложняет работу вузов.

В своем докладе «Переход на ФГОС ВО 3++: как корректировать ОПОП с учетом профессиональных стандартов» ответственный секретарь рабочей группы Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций Александр Жидков рассказал, что особенно остро стоит проблема обязательных профессиональных компетенций. «К сожалению, в макете примерных образовательных программ заложена системная ошибка. Предполагается, что универсальные профессиональные компетенции могут формулироваться по профилям и по типам задач. На деле мы видим иное: согласно пункту 3.5 утвержденного ФГОСа, организация обязана включить в свою программу все обязательные профессиональные компетенции из примерной программы», — подчеркнул эксперт.

Участники семинара также отметили необходимость упорядочить преемственность уровней среднего профессионального и высшего образования. «Мне кажется, необходимо синхронизировать термины, применимые к этим двум ступеням, — считает заместитель председателя совета по профессиональным квалификациям в сфере гостеприимства при президенте РФ Юрий Ушанов. — Все программы должны быть привязаны к требованиям рынка труда, выраженным через профессиональные стандарты. Это является гарантией того, что выпускник будет востребован. Если образовательная организация попытается делать универсальных солдат с учетом универсальных компетенций, то и работать они смогут только в универсальном пространстве, которого не существует в природе. Работодателю такие люди не нужны».

 Эксперты высоко оценили возможность познакомиться с опытом коллег и увидеть общность подходов при разработке и реализации образовательных методик. «Важно, что мы обсудили связь мотивации преподавателей, оплаты труда с качеством образования, — рассказал доцент кафедры «Технология машиностроения» ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН», к.т.н. Константин Хайбуллов. — Вузовский преподаватель получает за лекцию в два раза больше, чем преподаватель колледжа, а также, как правило, имеет ученую степень и звание, которые подтверждают уникальный опыт и знания предметной области. В настоящее время мы наблюдаем повсеместное привлечение преподавателей вузов в колледжи, что, конечно, усиливает позиции последних. Сейчас ситуация выглядит так: в колледжи идут те, кто не реализовался до конца в вузах и те, кто может себе это позволить — энтузиасты. Поэтому этот приток нестабилен, нужна система. Профессиональная заинтересованность второй группы преподавателей не может быть долгосрочной из-за множества проектов поддержки как наиболее талантливых молодых учёных, так и коллективов научных школ. Целесообразно всемерно расширять участие студентов колледжей в научной работе вузов и формировать связи не только на уровне преподавателей, но и между студентами. Одной из таких площадок должна стать система конференций, где могут публиковаться наиболее выдающиеся работы выпускников и руководителей ВКР и представителей предприятий, производиться обмен опытом и производиться широкая полемика по вопросам внедрения и развития ФГОС в соответствии с динамикой развития передовых машиностроительных производств».

Ссылка
Вернуться к списку
Яндекс.Метрика