Меню Close Menu
Rus / Eng
Московский политехнический университет

                          Практикумы жизненного самоопределения для старшеклассников

                                                                                                                                                                                                                                   А.А.Третьяков,

                                                                                                             Институт опережающих исследований имени Е.Л.Шифферса

 

                                                                                                                                         Сейчас они восьмиклассники, и считают,

что им ещё рано думать о том, кем быть.

И родители тоже эту установку поддерживают,

что детям рано об этом думать.

А потом вдруг наступает 11-й класс –

и уже поздно, надо выбирать.

Из разговора с завучем

 

        Традиционные формы профориентации в виде рассказов о профессиях и экскурсий на предприятия – не заменяют жизненного опыта и понимания. Психологические тесты, измеряющие свойства индивида как объекта измерения, и дающие основания для рекомендаций о выборе профессии – не заменяют его собственного личного выбора по убеждению. А на основе чего его делать

       Сегодня сфера профессионализации и трудоустройства абсолютно запутана. Начиная с атласа профессий АСИ, представляющего собой оторванный от реальности набор фантазий про цифровую экономику и постиндустриальное общество. Рациональные механизмы выбора  призвания отсутствуют, преобладает иждивенческая установка: кто-то должен за меня решить проблему, как – не моё дело. Реальные связи вузов и корпораций отсутствуют (вузы якобы  готовят суперкадры, одновременно корпорации кричат о нехватке специалистов, но никаких связей так и не сформировано). При этом вовсю развёртывается формирование в России сословного государства, где все хлебные места занимают дети представителей власти.

        Конечно, у учащихся обычных школ существенно больше жизненного опыта, чем у воспитанников детских домов. Но, как ни странно, при живых родителях, их дети очень часто не понимают, как заводить семью, собственное жильё, вообще планировать свою жизнь.

       Существует традиционная проблема школьника – зачем мне все эти учебные предметы, что я с ними буду дальше в жизни делать? И с введением в школы проектов она нисколько не уменьшилась.

       Наоборот, прибавилась ещё одна новая форма работы, про которую ничего не понятно. Поскольку ФГОСы не описали, что такое проект, не задали понятия проекта – этим словом стали называть привычные вещи: рефераты и ручные поделки.

      Положение вроде бы начало меняться с созданием инженерных классов и организацией проектных олимпиад: в школах появилась материальная база, проектное обучение ведётся в контакте с профессионалами. И сразу же обнаружилась разница установок: учебные предметы, исходно связанные с деятельностью, направленной на установление истины (хотя сегодня большей частью представляют мантры, плохо проверяемые в жизни, например, что земля имеет форму шара), сталкиваются с проектной установкой на преобразование мира. Проектный критерий – реализуемость. Нельзя сказать, истинный или не истинный самолёт вы спроектировали. Он должен полететь. Не полетит – проект не реализован.

        Этот разрыв проектного и предметного, академического образование накладывается на существующую профилизацию, когда сокращаются "не нужные" по профилю предметы, и технари просто не видят вещей, очевидных гуманитариям, а гуманитарии – вещей, очевидных технарям. А если ещё учесть множество совершенно разных содержаний и форм дополнительного образования, становится совершенно не понятно, как это всё собирается на отдельном ученике. И что с этим дальше делать в жизни.

    Институциональных форм для решения этих проблем сегодня явно не хватает. Но всё радикально меняется, если активизировать самостоятельное движение школьников по решению проблем ориентации и жизненного самоопределения, и распространить проектную установку на свою собственную жизнь. Появляется осознанное отношение к учёбе и понимание того, что и зачем тебе дальше в жизни понадобится. Наш институт такие формы активизации использует с начала 2000-х годов. Я рассказывал об этом на вебинаре, который можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/udelXMGS8xA. Более подробно о практикуме по жизненному самоопределению можно узнать на страницах  http://project201502.tilda.ws/  и https://www.facebook.com/prazhisam/.

     Впрочем, самостоятельное движение школьников не исключает возможности формирования институциональных форм – связей с вузами и предприятиями, ориентации в жизни и в мире профессий, понимания того, как устроен мир. С 8 до 11 класса тут времени много. Мы готовы к сотрудничеству в организации такой практики. Писать нам об этом можно по адресу: atretiakov@shiffersinstitute.com.

Яндекс.Метрика